Библейские герои как примеры для подражания. Библейские персонажи

1.3. Ключевые персонажи и события в Библии

Большое значение в культуре имеют образы многих библейских персонажей, являющихся ключевыми в Великой книге. В первую очередь, это, конечно, Иисус – христианский Месси?я, Сын Бога и вторая ипостась Триединства Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух. Его образ – центральная ипостась христианства, но не авраамических религий в целом. В христианстве, например, Триединство Бога – одно из центральных символов веры, в иудаизме же Иисус считается пророком, а не сыном Божиим, поэтому понятия Триединства там не существует.

Иисус – сын плотника Иосифа и Девы Марии, он проповедовал своё учение детям Израиля, имел 12 учеников-апостолов и ученицу Марию Магдалину.

Имя Иисус – современная русская транскрипция, сглаженная древнегреческим вариантом некогда популярного еврейского имени Ие?шуа или Йе?шуа – короткий вариант от Иехо?шуа. Поскольку в Библии был и другой Иисус – Иисус Нави?н, во многих языках они имеют разную транскрипцию: Ие?шуа и Иехо?шуа, в английском Джи?зус и Джо?шуа, в церковнославянской традиции их различают по вторым именам: «Христо?с» и «Нави?н». Иехо?шуа переводится с иврита как «Божье спасение», поскольку Иего?ва – одно из имен Господа в Ветхом Завете. Этот вариант также используется в иудейских писаниях, в которых уважение к личности Иисуса значительное, но в их традиции он не является Спасителем. В исламе Иисуса зовут И?са ибн Марья?м, он является пророком и посланником Алла?ха, но не Мессией.

Распятие Христа – центральный сюжет всей христианской религии. Иисус умер за наши грехи, проповедуя своё учение и доводя всё до конца. При жизни он был презираем многими людьми, но все же нашел последователей, которые распространили христианство по всему миру после его смерти и воскрешения.

Многие историки и теологи до сих пор спорят – Иисус Христос – это реальная историческая личность или собирательный образ нового учения? С одной стороны, некоторые древние авторы упоминали о существовании Христа, но до сих пор неизвестно, подлинные ли это записи или более поздние вставки в оригинальный текст. Однако других важных доказательств нет, а образ, описанный в Новом Завете, больше похож на собирательный, поскольку и в христианстве, и в иудаизме проступают отголоски более ранних верований. История Христа – не исключение, она носит в себе ранние мифологические сюжеты, такие как распятие Диони?са, воскрешение Оси?риса и традиции мистерий, посвященных Ми?тре.

Однако многие персонажи Библии, особенно ветхозаветные, – исторические личности. Считается, что большинство событий Ветхого Завета имеет историческую подоплеку и вплетено в религиозный контекст. Например, библейский царь Дави?д правил в десятом веке до нашей эры. Он был вторым царем Израиля, соединившим все еврейские Земли в новом царстве – Иуде?я. Давид правил 40 лет и передал царствование одному из своих сыновей – Соломо?ну.

Соломон также является исторической личностью, он построил Храм Завета, или, как его еще называют, Иерусалимский Храм – святыню всех авраамических религий. Он правил с 965 до 928 года до нашей эры и является наиболее известным библейским царем, благодаря «Притчам Соломона» и постройке храма.

Реальное существование таких персонажей, как Ной, Авраа?м и Моисе?й, не доказано. Скорее всего, это просто популярные мифологические образы, со временем ставшие легендарными.

Из книги Долгие проводы автора Никеева Людмила

КЛЮЧЕВЫЕ ДНИ ПОСМЕРТИЯ 28. С чем связан обычай отмечать третины, девятины, сороковины? Имеет ли он под собой какие-то реальные основания? «Духовный мой отче и господине (имярек), - читаем в Псалтири издания начала XIX в., - сотвори со мною Бога ради последнюю любовь, и

Из книги «Мастер и Маргарита»: За Христа или против? автора Кураев Андрей Вячеславович

ЕСТЬ ЛИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПЕРСОНАЖИ В РОМАНЕ? В рукописях таких сцен религиозного обращения было больше. В черновиках остался единственный персонаж романа, которого можно было бы назвать положительным. Как ни странно, этим единственным положительным персонажем оказывался

автора Райт Том

Из книги Христос - Победитель ада автора Алфеев Иларион

Ключевые новозаветные тексты Ни в одном из канонических Евангелий о сошествии Христа во ад прямо не говорится. Однако в Евангелии от Матфея, в рассказе о крестной смерти Спасителя, упоминается, что «гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из

Из книги Козел отпущения автора Жирар Рене

Из книги Иисус глазами очевидцев Первые дни христианства: живые голоса свидетелей автора Бокэм Ричард

8. Безымянные персонажи в рассказе Марка о страстях Иисуса Странная безымянность некоторых персонажей Евангелия от Марка Анонимные сторонники Иисуса ·Атмосфера опасности и конспирации как указание на историчность евангельских событий· Загадка безымянного

Из книги Главная тайна Библии автора Райт Том

Безымянные персонажи у Марка, названные по именам у Иоанна Теперь мы можем разобраться в том, почему некоторые персонажи, оставленные безымянными у Марка, у Иоанна получают имена - например: Женщина, помазавшая Иисуса Мария, сестра Марфы (Ин 12:3) Человек, извлекший

Из книги Ученые подтверждают ключевые истины Библии и всеобщую, живую связь всего со всем автора Лисицын В. Ю.

5. Ключевые вопросы Я надеюсь, что наш краткий обзор в первых двух главах дает хотя бы набросок той сумятицы представлений, с которой мы сталкиваемся на каждом углу в мире и в церкви. Настала пора сформулировать ключевые вопросы, на которых построена вся эта книга, и дать

Из книги Самый громкий процесс нашей эры. Приговор, который изменил мир автора Лукацкий Сергей

Вячеслав Юрьевич Лисицын Ученые подтверждают ключевые истины Библии и всеобщую, живую связь всего со всем ПОСВЯЩАЮ Благословенной памяти моей матери Клавдии Лисицыной Благословенной памяти моего отца Юрия Лисицына Моей сестре Альбине Лисицыной Моему единомышленнику

Из книги Иисус. Человек, ставший богом автора Пагола Хосе Антонио

Из книги Утерянное Евангелие от Иуды [Новый взгляд на предателя и преданного] автора Эрман Барт Д.

4. Ключевые исследования притчей Иисуса DODD, Charles Harold, Las par?bolas del Reino. Madrid, Cristiandad, 1974.JEREMIAS, Joachim, Las par?bolas de Jes?s. Estella, Verbo Divino, 1971.LINNEMANN, Eta, Jes?s of the Parables. Introduction and Exposition. Nueva York - Evanston, Harper and Row, s.f.VIA, Dan Otto, The Parables. Their Literary and Existencial Dimension. Filadelfia, Fortress Press,

Из книги Возрастная педагогика и психология автора Склярова Т. В.

Ключевые моменты Евангелия от Иуды Описав вкратце содержание Евангелия, теперь я хочу подробно остановиться на ключевых моментах.Начало повествованияКак мы увидим из следующей главы, гностический характер этого Евангелия прослеживается во всех его частях. Самое

Из книги Запретный Талмуд автора Ядан Ярон

Из книги Мифологические персонажи в русском фольклоре автора Померанцева Эрна Васильевна

4 ЗАПРЕЩЕНО ПЕРЕВОДИТЬ СТИХИ БИБЛИИ, ПОРОЧАЩИЕ БИБЛЕЙСКИЕ ПЕРСОНАЖИ Во времена мудрецов Мишны и Талмуда для большей части евреев Палестины и Вавилонии родным языком был арамейский; языка Библии они не понимали. Поэтому в ходе чтения Торы в синагоге был принят такой

Из книги Истины Нового Завета автора Михалицын Павел Евгеньевич

VII. Мифологические персонажи в современных записях устной прозы Нами рассмотрена устная проза, повествующая об основных персонажах так называемой низшей мифологии, причем преимущественно былички и тесно связанные с ними бывальщины. Помимо них мифологические образы

Из книги автора

Глава 4. Ключевые темы Апокалипсиса «Я есть Альфа и Омега, Начало и Конец» Теперь непосредственно на материале этой книги разберем ее ключевые темы. Одна из этих ключевых тем встречается буквально сразу, в первой главе, – это тема приветствия, которое произносит Иоанн к

Героя или героиню нельзя просто приравнивать к персонажу рассказа, так как персонажи могут быть и второстепенными, а не обязательно главными действующими лицами. Кроме того, не все действующие лица герои. Герои и героини отличаются, по крайней мере, пятью характерными чертами:

1) это типичные представители своей культурной среды;

2) их испытания и борения понятны в условиях данной культуры и тем самым сопереживаются в ней;

3) они олицетворяют ценности и добродетели, которые эта культура стремится утвердить;

4) хотя они и не нуждаются в абсолютной идеализации, тем не менее в основном являют собой примеры, достойные подражания;

5) они привлекают к себе широкое внимание. Соответственно, они выполняют в своей культуре, прежде всего, две функции – вдохновляют людей и утверждают культурные и духовные ценности.

Образ героя или героини создается воображением на основании фактов реальной жизни. Сама жизнь предоставляет материалы, из которых люди создают своих героев, но в реальной жизни герои никогда не существуют в чистом виде. Литературный герой представляет собой квинтэссенцию имеющегося материала, и процесс выделения образа требует отбора и придания ему весомости. Создание героев и героинь – один из важнейших продуктов жизнедеятельности общества, отчасти потому, что это служит средством, с помощью которого общество передает свои ценности и нравственные категории.

Основным литературным жанром, посвященным героическим делам, является героический рассказ, и Библия представляет собой антологию таких рассказов. Героические образы встречаются также в таких жанрах, как лирическая поэзия, притчи и пророчества. Кроме того, хотя основанием для придания статуса героя могут служить героические черты, чаще всего в Библии (как и в литературе в целом) положение героя определяется его ролью, с которой часто бывают связаны добродетели человека. Предлагаемый ниже обзор библейских героев и героинь основывается на привычных образах героев в их обычном понимании.

Высокопоставленные герои . Древний мир восторгался силой и властью, которой обладали правители. Основным литературным источником выражения этого героического образа служат дворцовые летописи, в которых записывались главные общественные (а порой и личные) события в жизни царей и цариц, а также эпические поэмы, посвященные прославлению дел народа, в том числе путем превознесения роли правящего класса. Эту тему в полной мере мы видим в Ветхом Завете (в Новом Завете она едва обозначена). Над всеми возвышается фигура Давида, царя, чаще всего представляемого образцом для оценки дел его преемников, а в более широком плане в дворцовых летописях выражается убеждение, что цари и правители – наиболее значительные лица в обществе и должны внушать трепет перед властью, которую они олицетворяют. В Древнем мире считалось, что судьба народа полностью определяется правителем, который данный народ представлял, и в Ветхом Завете это убеждение подкрепляется предпосылкой, что царь есть тот человек, через которого завет либо соблюдается, либо нет, с вытекающими из этого благословениями или несчастьями. Разумеется, царь мог быть не только героем, но и злодеем, и примечательная черта ветхозаветных дворцовых летописей заключается в том, что многие цари представлены в них отнюдь не героями, а нечестивцами.

Цари и царицы часто становились кандидатами на роль литературных героев благодаря имевшейся в их руках власти. Этот принцип распространялся и на другие влиятельные фигуры на общественной сцене, и особенно он заметен в Ветхом Завете. К одной из таких групп принадлежали главы родов, в частности, патриархи. В Бытии показана триада героев, состоящая из Авраама, Исаака и Иакова. (Лютер назвал их «следующими по значимости за Христом и Иоанном Крестителем... самыми выдающимися героями, которых когда-либо знал этот мир».) Только на шаг от них отстают сыновья Иакова, ставшие основателями колен Израиля. Моисей и Иисус Навин – героические вожди исхода и завоевания земли. В Книге Судей до положения героя поднимается фигура судьи. Но чтобы стать подлинными героями, от всех этих библейских персонажей требовалось соответствие определенным нравственным и духовным качествам. К ним относятся рассудительность, твердое руководство, приверженность истинной вкупе с неприятием идолопоклонства, благочестием и послушанием заповедям Божьего завета. Но определяющее место среди этих качеств занимает соответствие роли лидера.

В Древнем мире в ранг героев возводились не только правители и вожди, но и воины (см. БИТВЫ, БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ). Хотя в Ветхом Завете этой теме уделяется меньше внимания, чем в параллельной древней литературе, в нем тоже находит выражение такой образ героя. За исключением патриархов, ветхозаветные вожди были также воинами и полководцами; и некоторые из них известны нам больше своими воинскими подвигами, чем делами по управлению страной. В рассказах о битвах главное место занимают мужчины, но иногда их ряды пополняются женщинами, такими как Девора и Иаиль (). Герои отличаются такими чертами, как смелость, физическая сила и ловкость, а также превосходство в использовании тактических приемов. Следует также отметить, что в военной литературе считается аксиомой, что решающие события истории происходят на поле битвы. Кроме того, ветхозаветные авторы принимают за неоспоримую истину, что победа достигается не благодаря человеческим качествам самим по себе, а благодаря помощи Бога. В некоторых ветхозаветных рассказах об одержанных победах фактическим победителем изображается Бог (см. НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ).

Религиозные герои . Статус героев люди могли получать и в силу выполнения ими своих религиозных обязанностей. В одних случаях они входили в состав элитной социальной группы, сравнимой с положением политических вождей общества, просто благодаря исполнению этих функций; в других же случаях их героические дела предопределялись выбором Бога для исполнения героической роли. В Библии мы видим четыре основные категории возвышения до положения религиозных героев. В первую группу признанной религиозной элиты общества входило ветхозаветное священство, основная обязанность которого заключалась в представительстве Божьего народа через систему жертвоприношений. В позднейшей ветхозаветной истории наиболее видными религиозными героями стали пророки, получившие известность своим мужеством в донесении Божьего слова суда до отступнических людей и народов. Новозаветная церковь возвела миссионера до положения пророка. Суть героического миссионерства заключается в евангелизационном рвении в сочетании с неутомимой энергией в разъездной благовестнической работе. В еще одну новозаветную группу входят ученики, которые в евангелиях выглядят порой несколько бестолковыми и невосприимчивыми и, тем не менее, в силу своего особого призвания Иисусом играют роль первых Его последователей и товарищей, а впоследствии провозглашают Благую Весть об Иисусе (и в некоторых случаях пишут о ней).

Обычные люди как герои . Несмотря на древнюю (или, быть может, вневременную) привычку воздавать почести видным общественным деятелям, положения героев могут достигать и люди, стоящие на более низких ступенях общественной лестницы. В литературе идеализируется, например, пасторальный образ пастуха. В библейском пасторальном предании первым стоит Авель, и патриархи тоже выглядят почти пасторальными фигурами. Но в нашем воображении героической пастырской личностью остается прежде всего Давид, особенно в связи с прославлением идеального Пастыря в . В литературе мудрости, несмотря на ее изысканную манеру, тоже воздается должное пастуху (). А апофеозом образа героического пастыря служит Иисус в повествовании о Добром Пастыре ().

В более широком смысле в Библии отмечается и земледелец («пахарь») как фигура, достойная почета и подражания (см. ЗЕМЛЕДЕЛИЕ). Первыми примерами стали Адам и Ева , помещенные Богом «в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (). После поселения в Ханаане в Библии отражается аграрная атмосфера, и ее герои – это крестьянские семьи. Пахарем изображен даже царь Саул (), а пророк Елисей получил призвание, когда пахал поле с «двенадцатью парами волов» (). В притчах Иисуса трудолюбивый крестьянин изображается как фигура, достойная уважения.

В древней литературе не слишком часто встречается восхваление преданного слуги, и в целом эта роль не вызывает героических ассоциаций. В Библии же положение слуги возвеличивается, особенно в метафорическом смысле отношений верующего с Богом. Но образы героического слуги мы видим в Библии даже на человеческом уровне, например, в образах слуги Авраама, организовавшего заочное знакомство Ревекки и Исаака (), служанки Неемана, сыгравшей роль в его исцелении от проказы (), и верных слуг в притчах и высказываниях Иисуса.

Особое место в сердцах и воображении людей всегда занимали юные герои, и Библия в ряде случаев удовлетворяет такое пристрастие. Основным примером служит Давид – доморощенный победитель великана, совершивший свой подвиг с помощью пращи и камня. К той же категории относится юный Самуил, избранный Богом для донесения пророческого послания до своего хозяина, священника Илия. Иосии было всего восемь лет, когда он начал благочестивое управление Иудеей (). Дева Мария достигла героического положения благодаря согласию исполнить предназначенную для Нее роль в рассказе о Благовещении (). Мы видим в Библии еще целый ряд героических образов молодых персонажей, хотя рассказывается о них не совсем полно, – в не до конца раскрытых о них рассказах, например, Мариамь, когда ее брат – младенец Моисей был доверен водам Нила, или двенадцатилетний Иисус, удививший раввинов в храме ().

Изменение героических условностей . Человеческие условности в Библии часто меняются на свою противоположность, например, младший превозносится над старшим или заявляется, что сила в немощи. Этот ниспровергающий общепринятые понятия принцип относится и к некоторым образам героев (см. АНТИГЕРОЙ). В частности, в Библии идеализируются мученики, поскольку они олицетворяют высшую степень преданности Богу. Прототипом служит праведный Авель, убитый братом именно за то, что его дела были праведными (). С тех пор «кровь Авеля праведного» стала источником, из которого исходит «вся кровь праведная, пролитая на земле» (; ср. ). Перечень героев веры в включает волнующую картину мучеников, внимание к которым привлекается и в Откровении ().

С образом мученика тесно связан и Страдающий Раб – фигура, испытавшая незаслуженные страдания, сыгравшие искупительную роль в жизни других людей. В качестве примеров можно привести также Иосифа (пережившего бедствия, в результате которых спаслась его семья, а мир был избавлен от голода), Моисея (преследуемого вождя, ходатайствовавшего пред Богом за свой народ) и Иеремию (стенавшего пророка, подвергавшегося злобным нападкам за смелое донесение Божьего слова о суде). Первое послание Петра представляет собой небольшой трактат о высокой чести пострадать ради Христа. Апогея этот архетип достигает в четырех песнях Раба в Исаии и в искупительной жизни и смерти Христа.

Интеллектуальный героизм . В мировой героической литературе внимание уделяется, в основном, физическим достижениям. Альтернативой служат герой или героиня, отличающиеся, главным образом, умственными способностями. Древним аналогом современного детектива можно, по-видимому, считать истолкователя снов. Двумя библейскими персонажами, поднимающимися до героического уровня благодаря способности истолковывать сны, являются Иосиф и Даниил. Наиболее часто встречающийся в Библии тип интеллектуального героя – это мудрец, то есть человек с глубоким пониманием жизни. В роли мудреца часто выступает раввин или учитель – еще одна героическая фигура в Библии.

Разумеется, учителям нужны ученики, и Библия превозносит тех, кто учится и ценит преимущества знаний и наставлений, как о том свидетельствуют Книга Притчей и пример учеников Иисуса. Главное действующее лицо Книги Притчей – мудрец, или учитель, но в целом в литературе мудрости героем выступает человек, прислушивающийся к советам мудреца и следующий им в жизни, иными словами, ведущий себя мудро. «Кто – как мудрый?» – задает риторический вопрос автор Екклесиаста (). Или еще: «Мудрость лучше воинских орудий» (). Слава Соломона основывалась не только на его материальном процветании, но и на мудрости ().

Мы видим также примеры отношения к созерцателю как к герою – в псалмах, превозносящих способность к размышлениям; в рассказах об Иисусе, пребывавшем в одиночестве на горе или в пустыне; в повествованиях Марии, Матери Иисуса, слагавшей слова Иисуса в сердце Своем, и Марии, сестры Марфы, сидевшей у ног Иисуса.

Еще одним качеством, высоко ценившимся в древних культурах, было ораторское искусство, и мы вполне можем говорить о красноречивом герое. Когда молодого Давида рекомендовали Саулу, его охарактеризовали не только как «человека храброго и воинственного», но и «разумного в речах» (). Моисей опасался, что недостаток красноречия помешает ему стать лидером (), поэтому Бог дал ему в помощь Аарона, подтвердив тем самым, что способность выражаться членораздельно – необходимая черта лидера-героя. Одним из самых очевидных даров пророков в Ветхом Завете и Павла в Новом Завете было их ораторское искусство, и Иисус тоже был мастером публичных выступлений и остроумных ответов в диалогах и спорах.

Возлюбленные как герои . Героизм обычно связывается с действиями, но в литературной традиции героическое положение достигается порой через чувства. Эта тема встречается, в основном, в любовной литературе (см. ЛЮБОВНЫЕ ИСТОРИИ), но образ возлюбленного как героя занимает видное место и в литературной истории в целом. В Библии наиболее ярким примером служат возлюбленные в Песни песней, являющие собой образец привлекательности, высшее выражение романтической любви и поэтического значения романтических чувств. В повествовательных местах аналогами этих лирических героев предстают Адам и Ева, Иаков и Рахиль, Вооз и Руфь, Иосиф и Мария, которые все в какой-то мере идеализируются в роли возлюбленных.

В связи с этим стоит между прочим отметить, что, хотя в Библии излагаются нравственные и духовные понятия о героизме, в ней, вместе с тем, не игнорируется человеческая склонность превозносить внешне привлекательных людей. Действительно, хотя женская красота может быть обманчивой и суетной (), а Бог смотрит на сердце, а не на внешность человека (), мы, тем не менее, встречаем примеры героев, выделявшихся в том числе и своим впечатляющим видом. Сарра привлекала людей своей красотой (), Ревекка была «прекрасна видом» (), а Рахиль «красива станом и красива лицом» (). Авигея была «весьма умная и красивая лицом» (), а Есфирь стала претенденткой на роль царицы, поскольку отвечала требованиям быть «красивой» ().

То же самое относится и к некоторым героям Библии из числа мужчин. Иосиф был «красив станом и красив лицом» (). Когда Самуил по ошибке подумал, что Бог избрал царем сына Иессея Елиава, поскольку тот был представительным человеком, и получил указание не смотреть на внешность, мы, тем не менее, читаем, что младший сын Давид был «белокур, с красивыми глазами и приятным лицом» ().

Домашние герои . До положения героев в Библии поднимаются жены и матери. В добродетельная жена показана образцом, к которому должна стремиться любая женщина, и в этой связи стоит отметить, что физическая привлекательность воспринимается как нечто подозрительное (). Портреты идеальной жены и матери мы видим в повествованиях о Марии, Матери Иисуса, и Анны, матери Самуила. У Давида были все основания жениться на Авигее сразу же после смерти ее неблагодарного мужа, так как она была достойна стать супругой любого мужчины ().

Образцовые личности как герои . В дополнение к отмеченным выше персонажам, выполняющим в обществе определенные функциональные обязанности, в Библии показано множество людей, обладающих героическими чертами и достойных подражания просто в силу своих личных качеств, которые проявляются обычно в делах по ходу рассказа (в соответствии с особенностями характера, которыми наделяет их автор). В Библии присутствует одна из самых распространенных литературных тем – представить типичный и образцовый человеческий опыт в форме рассказа о личностях, предпринимающих в конкретных жизненных ситуациях действия, в которых отражается понимание различия между добром и злом, между действительно ценным и никчемным. В определенном смысле любой библейский рассказ служит «примером», в соответствии с заявлением в , что исторические события в Библии «описаны в наставление нам». Библейский рассказ, как и любой другой, наставляет нас двумя взаимодополняющими путями: показывает положительные примеры поведения, достойного подражания, и отрицательные примеры, подражать которым не следует. В положительных примерах выражаются образы героизма. В некоторых случаях мы видим развернутые картины героического поведения, например, преданность Руфи, верность Илии своему пророческому призванию и его находчивость в минуту смертельной опасности, а также мужество, чистота и преданность Богу Даниила. Но Библия отличается особой литературной композицией, в которой персонажи периодически высвечиваются как бы со стороны вспышками доброты, нравственной или физической силы, преданности, упорства, веры, мудрости и многими другими героическими чертами. Библия демонстрирует последовательный реализм, перемежая героические дела проявлениями свойственной человеку слабости. (В Библии есть всего несколько совершенно идеализированных персонажей.) Но слабости героев и героинь лишь оттеняют их героические черты и дела и показывают читателю, что человеку не нужно быть совершенным, чтобы стать героем.

Предстающий на страницах Библии характерный образ героя – это святой, отличающийся, в первую очередь, верой в Бога и исполнением Божьих заповедей. Типичные черты героя или героини – подчинение Богу, молитвенная жизнь, благочестие, упование на Бога, Покаяние, смирение и вера. Этот образ во многих случаях вступает в противоречие с образом обычного литературного героя, характерными чертами которого являются гордость, самоуверенность, стремление к достижению власти, материальное благополучие, половая удовлетворенность и самоутверждение. Положение такого святого героя доступно каждому верующему, но в библейских рассказах возвышаются герои и героини, демонстрирующие эти качества с необычайным мужеством и смелостью в неблагоприятных или трудных обстоятельствах. Герои и героини, о которых идет речь в Библии, находят свое отражение в людях, подобных Иосифу, Илии и Павла или Руфи и Есфири в этом мире.

Героические истории. В характеристике «герой» и «героиня» отражается понятие об определенной личности, но в этих названиях не раскрывается до конца смысл жанра героических историй. Такие истории строятся вокруг типичного и образцового действующего лица, которое в определенном смысле служит воплощением жизненного опыта и идеалов своей культуры. Основным способом истолкования героической истории служит сопереживание происходящих в ней событий неким наблюдателем и попутчиком героя или героини. Сопутствующие сюжетные линии, почти всегда присутствующие в героической истории, связаны с Испытаниями, предоставляющими герою возможность продемонстрировать и утвердить свое подлинное «я». Кроме того, если свести героические истории в одно целое, можно выделить несколько типичных сцен, в том числе рассказ о рождении героя (см. ИСТОРИИ О РОЖДЕНИИ), о его Посвящении, Призвании и встрече с Богом (см. ВСТРЕЧА ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ). Многие героические истории заканчиваются рассказом о смерти героя.

Иисус как герой . Из вышеизложенного становится очевидным, что Иисус олицетворяет Собой практически все показанные в Библии героические образы. Его жизненный путь следовал обычному ходу событий, характерных для героических историй, включая чудесное рождение, призвание к исполнению особой роли в жизни, посвящение в эту жизнь, достижение цели и достопримечательную смерть. В случае с Иисусом имеются также дополнительные этапы – воскресение и вознесение на небо. Кроме того, жизнь Иисуса соответствует конкретным образам героя, таким как лидер, священник, пророк, пастырь, мученик, страдающий раб, мудрец, учитель, оратор, участвующий в дебатах, и поэт. В нравственном и духовном смысле Иисус тоже являет Собой образец нравственной добродетели, повиновения Отцу, самопожертвования и молитвенной жизни.

Заключение . В Библии показана целая галерея памятных героев и героинь. В ней представлены практически все существующие образы героев. В качестве наиболее выразительных примеров можно выделить два. В говорится преимущественно о героях веры и приводится их перечень, и наряду с этим мы видим в Библии множество героических тем. В жизни Христа тоже выражается библейский идеал героизма.

См. также: АВРААМ, АНТИГЕРОЙ, ДАВИД, ИИСУС ХРИСТОС, ИОСИФ, КНИГА ЕСФИРЬ, КНИГА РУФЬ, МАРИЯ, МОИСЕЙ, МОТИВ ИСПЫТАНИЯ, ОВЦА, ПОСВЯЩЕНИЕ, ПРОРОК, СВЯЩЕННИК, ТЯЖЕЛЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ, ХАРАКТЕРНЫЕ ПЕРСОНАЖИ, ЦАРИЦА, ЦАРЬ.

– сын Еноса, внук Сифа, отец Малелеила, потомок Адама

  • – сына Каинана, потомок Сифа
  • – отец Еноха, потомок Сифа
  • – сын Иареда, был вознесен к Богу, не умирая
  • – сын Еноха, дедушка Ноя
  • – отец Ноя, сын Мафусала
  • – последний из десяти допотопных патриархов и герой потопа
  • Сим – старший сына Ноя, и предок Израиля. Прямой предок Авраама
  • Линия Каина

    • – первородный сын Адама, убил Авеля
    • Енох – сын Каина
    • Ирад – сына Еноха
    • Мехиаель – сын Ирада
    • Мафусал – “человек Божий”, потомок Каина
    • – пятое колено по линии Каина. Первый многоженец в Библии.
    • – сын Ламеха, последний из Каинового колена.

    Библейские персонажи: патриархи после Потопа

    Патриархами в Священном Писании называются библейские персонажи, которые являлись благочестивыми родоначальниками народа Божия (еврейского), жившие до закона, данного на горе Синай.

    • – третий сын Сима, внук Ноя, родился через два года после потопа.
    • Евер – потомок Сима, предок Авраама, последний из благочестивых патриархов до рассеяния народов.
    • Фалек – сын Евера, предок Авраама (и Иисуса), признан прародителем всех Семитских народов Двуречья.
    • - сын Харрана (Арана), племянник Авраама.
    • – отец Авраама, его религиозная практика горячо обсуждается и по сей день
    • – “отец множества”, первый еврейский патриарх, сын Фарры, потомок Ноя. Первоначально известный как Аврам.
    • – единственный сын Авраама от Сарры и патриарх израильского народа
    • Иаков – предок израильского народа и родоначальник 12 колен Израиля. Сын , младший брат-близнец Исава, муж Лии и Рахили. Бог изменил его имя на “Израиль”.

    Двенадцать Колен Израилевых (сыны Иакова, он же Израиль)

    • Асир – восьмой сын Иакова и Зелфы (служанки Лии), родоначальник колена Асирова.
    • Вениамин – двенадцатый и последний из сыновей Иакова; основатель Вениаминова колена. Саул, первый царь Израиля, был из колена Вениаминова.
    • Дан – пятый сын Иакова и первенец Иакова от Валлы. Основатель Данова колена.
    • Гад – седьмой сын Иакова и Зелфы, основатель колена Гадова.
    • Иссахар – девятый сын Иакова, пятый, рожденный от Лии; основатель колена Иссахарова; о его личности известно мало.
    • Иосиф – одиннадцатый сын Иакова. Его потомство было разделено на 2 колена: Ефремово колено и Манассиино колено. Иосиф был увезен в Египет в качестве раба, был переводчиком фараона.
    • Ефрем – второй и младший сын Иосифа, основатель колена Ефремова.
    • Манассия сына Иосифа, основатель Манассииного колена.
    • Иуда – четвертый сын Иакова и родоначальника колена Иудина. Царь Давид был из колена Иудиного.
    • Неффалим – шестой сын Иакова от Валлы, родоначальник колена Неффалимова.
    • Рувим– первый сын Иакова и Лии, родоначальник колена Рувимова.
    • Симеон – второй сын Иакова от Лии.
    • Завулон – десятый сын Иакова и шестой сын Лии.

    От образования нации до создания царства.

    • Иуда – четвертый сын Иакова и прародитель племени Иуды.
    • Есром – правнук Иакова, внук Иуды, предок царя Давида.
    • Аминадав – отец Наасона, предок Давида и Иисуса
    • Наасон – имя означает “змея”; вождь племени Иудина в пустыне.
    • – герой ; Вооз женился на Руфи и стал отцом Овида (дед Давида)
    • Овид – сын Вооза и Руфи, отец Иессея, дед царя Давида
    • Иессей – это имя означает “мужественный”; отец царя Давида, жил в Вифлееме, имел восемь сыновей (из которых Давид был младшим) и две дочери.
    • – имя означает “любимый” или “возлюбленный”; первый царь, объединивший Израиль и Иудею, правил с 1005 по 965 г. до н. э.

    Библейские персонажи: Библейские пророки

    Большие пророки

    • Исаия – о данном библейском персонаже известно сравнительно мало. Пророк Иудейского царства. Был пророком во времена правления иудейских царей Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии; автор библейской .
    • – принадлежал к колену Вениаминову; пророк в Иудее до ее падения в 586 г. до н. э.; известен как плачущий пророк, автор и .
    • Иезекииль – иудейский священник и пророка. Был угнан в плен в Вавилон в 597 г. до н. э.; обладал доскональным знанием Иерусалимского храма. Автор .
    • – человек необычайной мудрости и праведности; член иудейской знати, угнан в Вавилон в 597 г. до н. э. Автор .

    Двенадцать малых пророков.

    • Осия – осуществлял пророческое служение в течение того периода, когда Ассирия устанавливала новый режим господства на Востоке. Его предсказания записаны в . Был женат на блуднице, часто именуется как “пророком судьбы”.
    • Иоиль– сын Вафуила; жил в Иерусалиме, упоминается по имени только один раз в Ветхом Завете – в предисловии к .
    • – пророк, живший около 750 г. до н. э., проповедовал в Северном царстве; был современником Исаии и Осии, был призван напомнить людям о карающем правосудия Божием и призвать их к покаянию; выступал против разрыва между очень богатыми и очень бедными.
    • Авдий – четвертый из малых пророков; вероятно, современник Иеремии и Иезекииля; мало известно о его личности. Автор .
    • Иона – сын Амафиина; пророк Северного царства (около 800 г. до н. э.). Автор
    • Михей – пророчествовал примерно в 737-696 до н. э. в Иудее. Современник Исаии, Амоса и Осии; осуждал царя Ахава; пророчествовал о будущем разрушении Иерусалима и будущем восстановление Иудейского государства; предсказал, что Мессия родится в Вифлееме.
    • Наум – очень мало известно о его личности; писал о падении Ассирийского царства; возможно, писал свои пророчества около 615 г. до н. э.
    • Аввакум – как полагают, жил в Иерусалиме, и, вероятно, был современником Иеремии и Софонии.
    • Софония – пророчествовал во дни Иосии, царя Иудейского (641-610 до н. э.), Современник Иеремии, с которым у него много общего; смело выступал против религиозного и нравственного растления.
    • Аггей – еврейский пророк во время строительства второго храма в Иерусалиме; работы по восстановлению храма возобновились благодаря его и усилиям и усилиям пророка Захарии.
    • Захария – был современником Аггея; сыграл значительную роль в восстановлении храма.
    • , автора Ветхого Завета, о котором практически ничего не известно.

    Библейские персонажи: Библейские цари

    Объединенная монархия (Израиля и Иудеи)

    • Саул – первый царь Израиля, сын Киса из колена Вениаминова; помазан на царство Самуилом, правил с 1020-1000 до н. э.
    • –правил с 1005-965 до н. э.
    • Соломон – десятый сын Давида и второй сын Вирсавии; третий царь Израиля, царствовал 40 лет около 1000 до н. э.

    Правители Израиля (Северное Царство)

    • Иеровоам I- сына Навата, царь Северного Израильского Царства после восстания десяти северных израильских племен против Ровоама, которое положило конец Объединенной монархии; царствовал 22 года от 922 до н. э. 901.
    • Нават – сын и наследник Иеровоама, второй царь Северного Израильского, царствовал в течение двух лет от 901 до 900 г. до н. э..
    • Вааса – царствовал 23 года (около 900 – 877 г. до н. э.). Пришел к власти, убив предыдущего царя Навата.
    • Ила – сын Вааса, который сменил его в качестве 4-го царя израильского, воцарился он примерно в 877 – 876 г. до н. э.; был убит (вместе с семьей).
    • Зимри – царь Израиля в течение семи дней около 876 г. до н. э.; убийца царя Илы, был сожжен заживо.
    • Фамния, сына Гонафова; правил с о 876 – 871 до н. э.;
    • Амврий –царствовал 12 лет (примерно 876 – 869 г. до н. э.)
    • Ахав – царствовал в течение 22 лет (с 869 – 850 г. до н. э.) женился на Иезавели (дочь тирского царя), стремился распространить поклонение Ваалу.
    • Охозия – сын Ахава и Иезавели; царствовал примерно с 850 – 849 до нашей эры; исторические документы фиксируют, что моавитяне восстали против него. Охозия погиб, упав с крыши галереи своего дворца. Не имел сыновей. После Охозии власть наследовал его младший брат.
    • Иорам – сын Ахава и Иезавели и брат царя Охозии; царствовал 12 лет (примерно 849 – 842 г. до н. э.); поклонялся Ваалу; убит собственным военачальником Ииуем стрелой в спину.
    • Ииуй – сын Иосафата,; царствовал с 842 – 815 г. до н. э. после убийства Иорама.
    • Иоахаз, сын Ииуя; царствовал семнадцать лет (примерно 815 – 801 год до н. э.).
    • Иоас – сын Иоахаза; царствовал 16 лет (примерно 801 – 786 г. до н. э.).
    • Иеровоам II – сын и преемник Иоаса; правили в течение 41 года (примерно 786 -746 до н. э.), одержал победу над Сирийцами; поощряk поклонение золотым тельцам; царствовал во времена пророков Осии, Иоиля, и Амоса.
    • Захария – сын Иеровоама II; правил в течение 6 месяцев (746 – 745 г. до н. э.);
    • Селлум – изначально капитан в армии царя Захарии, он вступил в заговор против Захарии и убил его; царствовал “месяц дней”, прежде чем другой капитан из армии Захарии предал его смерти и воцарился вместо него.
    • Менаим – царствовал 10 лет (примерно 745 – 736 г. до н. э.) после убийства Селлума. Как полагают ученые, Менаим умер от естественных причин. На троне его сменил сын.
    • Факия – сын Менаима; царствовал 2 года (примерно 742 – 740 г. до н. э.) Был убит в крепости царского дворца в Самарии.
    • Факей – сына Ремалиина, капитан в армии царя Факии, которых он и убил, чтобы стать царем; царствовал в течение нескольких лет (примерно 737 – 732 г. до н. э. (дата его правления до сих пор обсуждается)); был убит Осией, который захватил трон.
    • Осия – сын Илы, последний царь царства Израиль. Правил примерно 732 – 721 г. до н. э.

    Царство Иудейское (Южное Царство)

    • Ровоам – сын Соломона, внук Давида; был царем Иудейского царства, царствовал с о 932 – 915 г. до н. э.
    • Авия – сын Ровама, внук Соломона, правнук Давида; четвертый король из колена Давида и второй правитель Иудейского царства; имел 22 сына и 16 дочерей от 14 жен; сражался с царем Иеровоамом I в попытке объединить два царства.
    • Аса – сын Авия; царствовал 41 год (913-873 до н. э.); был ревностно предан Богу и пытался избавить страну от идолопоклонства.
    • Иосафат – сын Аса, царствовал 25 лет (примерно 871 – 849 до н. э.).
    • Иорам, сына Иосафата; царствовал 8 лет (849 – 842 г. до н. э.); пытаясь закрепить свою власть, он убил шесть братьев и вступил в сговор с Северным царством, женившись на дочери царя Ахава.
    • Охозия – сын Иорама; царствовал в течение одного года (842 г. до н. э.); был младшим сыном Иорама.
    • Гофолия – дочь царя Ахава и царицы Иезавели; царствовала 6 лет (842-837 до н. э.); распространяла культ Ваала в Иудее, приказала казнить всех возможных претендентов на трон.
    • Иоас – единственный выживший сын Охозии после расправы Гофолии; взошел на престол в возрасте 7 лет, царствовал 40 лет (примерно 837 – 800 гг. н. э.). Был убит своими слугами.
    • Амасия – сын Иоаса; занял престол после убийства его отца в возрасте 25 лет; царствовал 29 лет (797-768 до н. э.). Вступив на престол, приказал казнить убийц его отца, но, вопреки обыкновению, позволил детям предателей жить. Был убит в Лахисе.
    • Озия – сын Амасии; царствовал 52 года (примерно 783 – 742 г. до н. э.); был верен Богу во время его раннего правления; был поражен проказой за то, что ослушался Бога.
    • Иофам – сын Озии; царствовал 11 лет (примерно 742 – 735 до н. э.). Современник пророков Исаии, Осии, Амоса и Михея, к чьим советам он прислушивался.
    • Ахаз – сын Иофама; царствовал 16 лет (примерно 732 – 729 г. до н. э.). Предавался грубому идолопоклонству и даже приносил в жертву собственных детей своих богам языческим.
    • Езекия – сын Ахаза; царствовал 29 лет (примерно 715 – 686 г. до н. э.), вступив на престол, немедленно поручил священникам и левитам, начать ремонт храма. Был современником пророков Исаии и Михея; умер от естественных причин в возрасте 54 лет, и ему наследовал его сын Манассия.
    • Манассия – сын Езекии; занял престол в возрасте 12 лет и царствовал 55 лет (примерно 687 – 643 г. до н. э.). Отменил реформы, проведенные его отцом Езекией и вновь восстановил языческий культ.
    • Аммон – сын Манассии, царствовал в течение 2 лет (642 – 640 до н. э.).
    • Иосия – сын Амона, занял трон в 8 лет после убийства отца и царствовал 31 год (641 – 610 до н. э.). Проводил религиозные реформы, организовал ремонт храма, во время которого Хелкия обнаружил “книгу закона Моисеевого”. Многие ученые полагают, что это была копия книги . Находка книги побудила Иосию возобновить древний Завет с Богом. Он приказал разрушить языческий идолы и эмблемы Ваала, а также сжечь кости умерших жрецов. Иосия умер в бою против египтян.
    • Иоахаз – сын Иосии, пренебрегал реформами отца, царствовал всего 3 месяца в 609 г. до н. э., а, умер в изгнании.
    • Иоаким – сына Иосии, царствовал 11 лет (608 – 597 г. до н. э.). В 598 г. до н. э. он умер, и его тело было выброшено за стены города
    • Иехония – сын Иоакима; царствовал 3 месяца и 10 дней (с 9 декабря 598 до 15/16 марта 597 г. до н. э.) Иеремия проклял его и его потомков. Упоминается в , как предок Иосифа. Свергнут с престола Навуходоносором II, царем Вавилонским
    • Седекия – последний царь Иудеи. Согласно Библии, был посажен на трон царем Навуходоносором II в 597 г. до н. э. в возрасте 21 года. Был угнан в вавилонский плен, где он и оставался пленником до самой своей смерти.

    Персонажи Нового Завета.

    Иисус Христос и его родственники.

    • Иисус – не нуждается в представлении, Спаситель, Мессия и центральный персонаж Нового Завета.
    • , жена Иосифа, известная как “Богоматерь” из-за ее девственного зачатия. В Евангелие от Иакова указаны имена ее родителей – Иоаким и Анна; ее смерть не описана в Библии.
    • – сын Иакова, муж Марии, потомок Давида; в последний раз упоминается в Библии, когда Иисусу было 12 лет. Отсутствие более поздних упоминаний наводит на мысль, что он, возможно, умер в молодом возрасте. По профессии – высококвалифицированный мастер по дереву, камню или металлу.

    Братья Иисуса.

    Среди католиков и православных нет единства во мнении о том, в какой именно родственной связи Иисус состоял с братьями. В православной традиции господствует мнение о том, что братья Иисуса – его сводные братья, дети Иосифа Обручника от первого брака. В католической традиции считается, что это двоюродные братья Иисуса, дети Марии Клеоповой.

    • Иаков - наряду с Иудой часто упоминается в Библии как “брат Господен”, казнен в Иерусалиме за несколько лет до разрушения храма в 70 г. н. э.
    • Иуда – брат Иисуса, которого иногда путают с Иудой, который был одним из двенадцати учеников.
    • Иосий – упоминается в , как брат Иисуса.
    • Симон – упоминается в , как брат Иисуса.

    Христианские Апостолы – последователи Иисуса.

    Двенадцать Апостолов.

    • Петр (он же Симон или Кифа) – сын Иона из селения Вифсаиды. Его брат Андрей был также апостолом. Петр трижды отрекался от Иисуса, прежде чем уверовать по-настоящему. Лидер ранней христианской церкви. Католическая церковь считает его первым Папой Римским. Был распят в Риме при императоре Нероне.
    • Андрей (брат Петра) – родился в деревушке Вифсаиде, рыбак по профессии. Был также учеником Иоанна Крестителя. Был замучен на кресте в Ахее.
    • Иаков – сын Зеведея. Был казнен мечом. Это единственный апостол, чья мученическая смерть описана в Новом Завете.
    • Иоанн – сын Зеведея, брат Иакова; церковная традиция считает, что он пережил остальных апостолов и был единственным, кто не умер мученической смертью. Считается, что именно он является автором нескольких книг Нового Завета – , и , а также .
    • Филипп – апостол, родом из города Вифсаиды, родного города Андрея и Петра. Легенда гласит, что он был замучен и казнен в Иераполисе.
    • Варфоломей –один из первых учеников Христа, призванный четвёртым вслед за Андреем, Петром и Филиппом. Легенда гласит, что он был замучен в Армении, ему либо отрезали голову, либо заживо содрали кожу и распяли.
    • Фома, также известен как “Фома неверующий” – согласно преданию, когда Иисус воскрес, Фома путешествовал за пределами Римской империи и не поверил дошедшей до него благой вести. Считается, что Фома был убит в 72 году в Индии, возможно, копьем или стрелой.
    • Матфей – упоминается в качестве сборщика налогов (возможно, для Ирода Антипы); также называется Левием, сыном Алфея, считается автором .
    • Иаков, сын Алфея – возможно, был братом Матфея. Некоторые исследователи приписывают ему авторство .
    • Иуда (Фаддей) – сын Иакова. Не путать с Иудой предателем (они четко отграничиваются друг от друга в Библии). В некоторых списках апостолов опущено его имя – Иуда, он просто зовется Фаддей, вероятно ввиду того, что имя иуда было запятнано Иудой Искариотом (предателем). Фаддей проповедовал Евангелие в Иудее, Самарии, Сирии, Месопотамии и Ливии. Легенда говорит, что он родился в еврейской семье, но, вероятно, говорил и по-гречески, и по-арамейски, был фермером по профессии. Согласно преданию, он принял мученическую смерть в 65 г. в Бейруте, в Римской провинции Сирия, вместе с апостолом Симоном, возможно, умер от топора, тело привезли в Рим и поместили в Базилике Святого Петра.
    • Симон – Согласно преданию, святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Абхазии и Ливии.
    • Иуда Искариот (предатель) – сын Симона Искариота, печально известный ввиду своего предательства. Продал Иисуса за тридцать серебряных монет. Предание гласит, что он повесился после предательства.

    Персонажи Библии – Первосвященники Нового Завета

    • Каиафа, первосвященник – Иосиф Каиафа; первосвященник во время суда и распятия Иисуса. Лидер в заговоре с целью арестовать и казнить Иисуса, не имел никакой власти для наказания смертью, так что послал Иисуса к Пилату, Римскому правителю, чтобы тот произнес приговор. Каифа служил первосвященником с 18 – 37 г. н. э.
    • Анна – первый первосвященник Римской Иудеи – сын Сифа, первосвященник во времена Иоанна Крестителя; служил первосвященником с 6 – 16 г. н. э.
    • Захария – отец Иоанна Крестителя – священник в Иерусалиме. В пожилом возрасте к нему явился ангел Гавриил и объявил, что он и его жена должны родить ребенка.

    Персонажи Библии – Пророки Нового Завета

    • Агав – пророк в ранней церкви; возможно, один из 70 учеников Христа, пророчествовал в Антиохии о приближающемся голоде.
    • Симеон – пророк и учитель в церкви в Антиохии.
    • Иоанн Креститель - сын Захарии и Елисаветы; родился примерно за шесть месяцев до Иисуса Христа; обличал саддукеев и фарисеев, как порождение ехидны; крестил Иисуса; был брошен в темницу и обезглавлен Иродом.

    Уверовавшие персонажи Нового Завета.

    • Аполлос – красноречивый, образованный человек, хорошо разбирался в священных писаниях. Проповедовал в Коринфе после апостола Павла.
    • Акила – муж Присциллы; приехал из Италии в Коринф после того, как Клавдий приказал изгнать евреев из Рима, стал христианином и помогал Павлу в его служении.
    • Дионисий Ареопагит – один из обращенных Павлом в Афинах; член Ареопага, элитной и влиятельной группы чиновников.
    • Епафрас – сподвижник апостола Павла, был епископом города Колосс и церквей Лаодикии и Иераполя.
    • Иосиф Аримафейский – богатый член Синедриона, иудейский старейшина, вгробнице которого был погребён Иисус Христос.
    • Лазарь – брат Марии и Марфы из Вифании, воскрешенный Иисусом из мертвых после того, как пролежал четыре дня в могиле.
    • Лука – язычник по происхождению, автор и . Близкий друг и спутник Павла; возможно, родом из Антиохии.
    • Марфа – близкий друг и последователь Иисуса, сестра Марии и Лазаря.

    Другие персонажи Нового Завета

    • Матфий – апостол, заменивший Иуду после его предательства и самоубийства.
    • Павел (Савл) – миссионер, теолог и писатель древней церкви; написал 13 посланий, которые составляют почти 1/4 часть Нового Завета.
    • Варнава – левит и родом из Кипра; имя при рождении Иосиф (или Иосий); продал свое имущество и отдал вырученные деньги для Иерусалимской церкви. Один из 70 учеников Иисуса.

    Вряд ли для кого-то является секретом, что общим местом атеистической пропаганды, особенно антихристианской, является громогласное возмущение жестокостями, которые порой описываются на страницах Ветхого Завета. Поборники морали патетически заламывают руки и удивляются, как же христиане могут не только читать эту страшную книгу, но ещё и считать её полезной для духовного развития человека. На самом деле в данном случае мы сталкиваемся здесь с достаточно распространённым, но от этого не менее эффективным манипулятивным пропагандистским приёмом.

    Коротко говоря, суть приёма заключается в следующем. Зачастую человеку не хочется спорить с реальными взглядами и убеждениями своего оппонента, он может недостаточно в них разбираться или понимать, что этот спор покажет его самого непредвзятым наблюдателям в невыгодном свете. Соответственно, пропагандист начинает с того, что сначала приписывает своему идеологическому противнику какие-то заведомо глупые или аморальные взгляды, а затем, как нетрудно догадаться, блистательно их опровергает, ну или возмущается глубинам морального падения.

    Именно эта нехитрая технология применяется и по отношению к Ветхому Завету и христианскому взгляду на него. В изложении критиков христианства иногда напрямую, иногда исподволь высказывается предположение, что православные всё изложенное в священных книгах должны воспринимать именно в качестве позитивного морального примера, то есть – руководства к действию. Если в Библии описан поступок какого-то человека, то это, якобы, означает необходимость этот поступок также совершать или, по крайней мере, не осуждать. А уж если библейский персонаж самими христианами признаётся положительным, то это следование его нормам поведения везде и во всём считается чем-то само собой разумеющимся.

    «Библия не видит необходимости скрывать от людей страшные подробности, прятать их за красивой картинкой»

    Однако такое понимание абсолютно не соответствует тому, как православные и вообще христиане воспринимают Ветхий Завет. Вообще-то ветхозаветная история – это, по сути своей, история человеческого грехопадения и тех страшных последствий, которое оно вызвало. Это история падшего и погрязшего в грехах человечества. Описания жестокостей и аморальных поступков не являются призывом к их повторению. Это просто объективное изложение фактов. Библия не видит необходимости скрывать от людей страшные подробности, прятать их за красивой картинкой.

    Ветхий Завет не рассказывает об идеальных людях, которые жили в идеальном мире. Нет. Он повествует о мире греховном, в котором добро, проявляемое людьми, зачастую могло быть редким исключением, восприниматься окружающими как нечто странное.

    Нужно, однако, понимать, что при чтении Ветхого Завета христианин находится в положении человека, который уже успел заглянуть в конец книги и убедиться, что там его ждёт счастливый конец. Описание ветхозаветного мира не вызывает у нас ужаса и уныния именно потому, что мы знаем: несмотря на все препятствия и напасти, всё будет хорошо. Люди будут спасены. Искупитель придёт. Человек будет освобождён от греха.

    Ветхий Завет – это именно история того, как Бог терпеливо готовил человечество к тому, чтобы оно могло вместить ту Истину, которая пришла в мир с Рождеством, распятием и Воскресением Иисуса Христа.

    Нужно ли нам знание этой истории, если мы уже знаем, чем она закончилась? Конечно. Собственно, даже если говорить о мирской истории, то там разумной считается именно такая позиция. Мы знаем, когда и как закончилась история многих великих цивилизаций. Однако это не означает, что нам не нужно изучать особенности их развития на протяжении предыдущих столетий. Из этого изучения мы можем извлечь множество полезных уроков. Причём зачастую уроком будет не то, что мы должны что-то делать так же, как наши далёкие предки, а наоборот, что мы должны стараться чего-то избегать. Причём не такой уж редкой бывает ситуация, когда одни и те же государства, одни и те же люди и цивилизации могут быть для нас как позитивным примером, так и негативным.

    Применимо это и к ветхозаветной истории. Мы чтим царя Соломона за строительство им Иерусалимского храма, удивляемся его мудрости. Причём каждому из нас не помешает научиться у этого ветхозаветного царя рассудительности и терпению. Однако это, разумеется, не означает, что для христиан допустимы многожёнство или поклонение идолам. Ной был великим праведником, но это не означает необходимости злоупотреблять вином.

    Мы не должны повторять слепо все поступки ветхозаветных героев и не должны упрекать их за то, что они не являлись абсолютным воплощением добродетели. Ведь, как известно, совершенным мы можем считать только Господа. Мы должны быть благодарны этим людям за то, что в суровые ветхозаветные времена они сохранили добродетель, не утратили образ Божий и смогли в конечном итоге создать тот мир, в который пришёл наш Спаситель – Христос.

    Вконтакте

    Похожие публикации